С 01.09.2016 года вступили в силу федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФГОС ОВЗ и ФГОС УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и ФГОС УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
Основные цели введения стандартов: – введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем; – оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы; – развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире – вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Возможно применение четырех типов программ обучения данной категории учащихся. Нужный вариант программы определяется на основе рекомендаций ПМПК. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ОВЗ. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявления родителей, желания ребенка, видимой положительной динамики в обучении, рекомендации ПМПК, а также создания необходимых условий образовательной организацией.
Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития, могут сотрудничать со сверстниками. Учащиеся с ОВЗ обучаются наравне со здоровыми школьниками в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ОВЗ, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Учащиеся с ОВЗ, проходящие обучение по второму варианту программы, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной образовательной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей учащихся с ОВЗ. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьников. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учащихся с ОВЗ.
Учащиеся с ОВЗ, обучающиеся по третьему варианту программы, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.
Четвертый вариант программы развития предполагает обучение учащихся с множественными нарушениями здоровья по адаптированной образовательной программе с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Учащиеся, которые успешно прошли обучение по данному варианту, получают свидетельство установленного образца.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют некоторые отклонения в развитии (физическом и/или психическом).
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
– с расстройством поведения и общения;
– с нарушениями слуха;
– с нарушениями зрения;
– с речевыми дисфункциями;
– с изменениями опорно-двигательного аппарата;
– с отсталостью умственного развития;
– с задержкой психического развития;
– комплексные нарушения.
Обучение детей с ОВЗ предусматривает коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
В школе в 2021-2022 учебном году обучается 23 учащихся, которым присвоен статус ребенка с ОВЗ, 4 ребенка-инвалида со статусом ребенок с ОВЗ, а также 6 детей-инвалидов.
В школе реализуются:
– адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР вариант 7.1 (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ);
– адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР вариант 7.2 (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ);
– адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС вариант 8.3 (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ), используются специальные учебники, методы, средства обучения;
– адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.1 (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ), используются специальные учебники, методы, средства обучения;
– адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР вариант 5.2 (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ);
– адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА и ТМНР вариант 6.4 (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ);
– адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР;
– адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Психолого-педагогическую помощь оказывают: педагог-психолог Юрьева Надежда Владимировна, социальный педагог Кушталова Елена Валериевна, учителя.
Электронные образовательные ресурсы не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет.
Материально-техническая база школы не приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Специальных условий для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ОВЗ нет.
Специальных условий питания и охраны здоровья для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено. Дети-инвалиды получают бесплатное горячее питание.
Общежития, интерната, приспособленного для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет.
Специального штата специалистов нет.
Нормативно-правовая база
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.
Курсы дополнительного образования по доступным ценам;
Организация корпоративных мероприятий;
Проведение тренингов и тимбилдингов;
Создание и поддержка сайтов;
Обслуживание компьютерной техники; +7 (4912) 38-38-20